Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Оздоровление

Почему ребенок болеет в саду

Чаще всего родители обвиняют работников детсада в постоянных простудах своего ребенка. Им кажется, что именно из-за невнимательности и халатного отношения воспитателей их кроху недостаточно хорошо одевают, заставляют долго находиться в группе в теплой курточке, так что он успевает вспотеть, а потом выводят бедняжку на сквозняк, заставляют кататься на холодной металлической горке или играться в мокром песке. Доля правды в этом, несомненно, есть. Но мнение о том, что ребенок в саду постоянно болеет из-за ненадлежащего ухода за ним, скорее ошибочное.

Условия детского сада, конечно, тепличными не назовешь, и одновременно за всеми детьми в группе уследить практически невозможно, но воспитатель и нянечка все же могут обеспечить малышам нормальный уход. А причиной всех болезней скорее является множество контактов между детьми в группе, посредством которых респираторные инфекции и вирусы молниеносно передаются от одних детей другим и быстро распространяются воздушно-капельным путем.

Здоровье детей в детском саду

Но насколько опасны детсадовские инфекции? А может, они даже полезны? Не удивляйтесь, это действительно так. Давайте рассуждать вместе. Все мы знаем о ветрянке и краснухе. Такие инфекционные болезни быстро и сравнительно легко проходят у маленьких детей, оставляя после себя стойкий иммунитет, как минимум, на следующие 10-15 лет. Но эти же заболевания могут дать тяжелейшие осложнения в организме взрослого человека. Именно поэтому наши бабушки и дедушки вели детей к знакомым, в семьях которых ребенок заболевал краснухой, чтобы и их малыш как можно раньше перенес эту инфекцию. Сейчас существует множество прививок от различных заболеваний, но старый добрый способ «проконтактировать и переболеть» еще никто не отменял, и сделать это намного легче как раз в группе детского сада.

Что же касается других инфекций, вызывающих ОРЗ у детей. То после перенесенной болезни у ребенка точно также вырабатывается иммунитет к ее возбудителю, и чисто теоретически благополучно минувшие болезни укрепляют общий иммунитет малыша. Другое дело, что возбудителей болезней существует великое множество, и организм ребенка может каждый раз сталкиваться с новым видом вируса. В таком случае иммунитет уже не будет распознавать возбудителя инфекции, позволяя болезни снова и снова поражать организм крохи, вызывая неприятные ощущения у ребенка и принося множество волнений родителям.

Но, несмотря на это, все же будет лучше, если ребенок перенесет некоторые инфекции в детском саду, и уже в школе сможет противостоять хотя бы части из них. Ведь пропустить неделю в детском саду легче, чем самостоятельно осваивать школьную программу на больничном. Поэтому, даже если ребенок болеет в детском саду чаще, чем дома, не отказывайтесь от садика. Постарайтесь найти работу со свободным графиком, или, если есть возможность, не торопитесь выходить на работу сразу после окончания декрета. Следите за здоровьем своего ребенка. Как только заметите первые признаки простуды или вирусной инфекции, оставляйте ребенка дома и спокойно лечитесь. Если начинать лечение вовремя, можно обойтись и без сильных препаратов, использовать чаи, ванны, ингаляции и другие народные средства.

Помните, что осенняя слякоть и весенняя оттепель – самые опасные периоды, когда усиливается частота заболеваний вирусными инфекциями. Поэтому будьте внимательны. Посоветуйтесь с педиатром, он может назначить ребенку в это время дополнительные витамины для активизации иммунитета.

Укрепляйте здоровье ребенка круглый год. Установите сбалансированный рацион питания, старайтесь выбирать для ребенка правильную одежду по сезону, чтобы он не потел и не переохлаждался, а также обязательно практикуйте закаливание. Для этого после ванны обливайте ребенка прохладной водой, постепенно уменьшая ее температуру. Ходите летом босяком по траве и камешкам. Полощите горло раствором морской соли. Все это укрепит иммунитет ребенка и поможет ему противостоять всем вирусным заболеваниями, с которыми непременно придется сталкиваться в детском саду.

Если Вы только хотите отдавать своего малыша в детский сад, начинайте готовиться к этому заранее. Не стоит создавать для ребенка дома слишком комфортные условия, ограждать его от любого малейшего сквозняка и подстилать теплые одеяла везде, где он садится. В детском саду этого никто делать не будет, а значит, велика вероятность того, что малыш быстро начнет болеть. Не закармливайте кроху. Готовьте полезные блюда, желательно похожие на меню детского сада.

Когда будете оформлять ребенка в садик, осмотрите условия в группе, спортзале и коридорах. Узнайте, водят ли детей на какие-либо занятия через холодные переходы, посмотрите, где они гуляют и в каких условиях спят. Поговорите с заведующей и старшей медсестрой. Расскажите обо всех возможных проблемах со здоровьем, которые могут возникнуть у малыша. Особо важно упомянуть об аллергии, чтобы исключить вероятность контакта ребенка с аллергеном. Не забудьте лично поговорить с воспитателем. Расскажите о своих пожеланиях относительно питания крохи и его одежды во время прогулок. Все это поможет Вам избежать частых болезней и сохранить только самые приятные воспоминания о детском садике.

Кишечные инфекции у детей

Возбудители и пути заражения.

 Кишечные инфекции вызываются разными микроорганизмами: вирусами, бактериями, грибами, простейшими, у нас в стране это преимущественно бактерии: дизентерийная палочка, сальмонеллы, эшерихии. Встречаются и другие бактериальные инфекции. У маленьких детей их возбудителем могут стать условно-патогенные бактерии — микробы, которые входят в состав нормальной микрофлоры, но при определенных условиях вызывают заболевание. У детей первого года жизни такими условиями является незрелость иммунной системы, частый бесконтрольный прием антибиотиков.

 Возбудителями кишечных инфекций могут быть и вирусы; самая распространенная среди таких инфекций — ротовирусная, это так называемый «желудочный грипп», которым обычно болеют в зимнее время.

 Основной путь заражения кишечными инфекциями — фекально-оральный, при котором возбудитель заболевания проникает в рот ребенка. Такой путь заражения реализуется через загрязненные воду, игрушки, соски, еду, предметы обихода. Так, взяв в рот упавшую игрушку или соску, ребенок может получить порцию возбудителей кишечных инфекций.

 Летом возбудителей кишечных инфекций нередко находят в водоемах, особенно стоячих. Ребенок может заразиться, не только попив воды, но и вдохнув ее или заглотив брызги.

 Любые микробы и вирусы могут попадать в рот малышу от родителей или людей, которые ухаживают за ребенком, через грязные руки взрослых. Такой путь наиболее вероятен при кормлении самостоятельно приготовленными соками из недостаточно промытых фруктов и ягод.

 Заражение может произойти и при контакте детей с инфицированными животными, если ребенок, погладив животное, на шерсти которого находились возбудители кишечных инфекций, затем берет руки в рот или немытыми руками трогает игрушки, а тем более пищу.

Классификация кишечных инфекций.

 Классификация острых кишечных инфекций по структуре (этиологии):

 - Дизентерия ( шигеллез). Занимает первое место среди заболеваний у детей, особенно дошкольного и школьного возраста. Дизентерийная палочка чаще попадает в желудочно-кишечный тракт с некачественными молочными продуктами, водой.

 - Сальмонеллезы. Поражаются дети всех возрастных групп. Сальмонеллы, наиболее частые возбудители острых кишечных инфекций, широко распространенные во всем мире благодаря промышленному птицеводству, чаще всего попадают в желудочно-кишечный тракт с мясом птицы и яйцами. Во время потрошения зараженных кур эти бактерии заражают всю линию, на которой обрабатывается мясо птицы. Сальмонеллы устойчивы к замораживанию, погибают только при тепловой обработке. Но если нести из магазина мясо зараженной птицы в одном пакете, к примеру, с хлебом, то в дальнейшем заражение произойдет именно через хлеб, а не через курицу, подвергшуюся тепловой обработке. При наличии небольших трещин на яйцах в них также возможно попадание сальмонелл, поэтому яйца также могут стать источником заражения. Сальмонеллы распространяются и через молоко.

 - Коли инфекции ( эшерихиозы).

 - Кишечные заболевания, вызванные стафилококком ( в основном патогенным штаммом Staphilococcus aureus), иерсиниями ( в частности Yersinia enterocolitica), энтерококком, кампилобактер, представителями условно-патогенной флоры ( протей, клебсиелла - абсолютно нечувствительна к антибиотикам, цитробактер), грибы рода Candida ( поражение всего ЖКТ вследствие того что у детей имеется физиологический иммунодефицит).

 - Вирусные кишечные инфекции. Наибольшее значение имеют такие вирусы как: ротавирус. Также имеют значение в возникновении кишечного синдрома: аденовирус ( одномоментно может быть ряд симптомов: насморк, кашель, конъюнктивит, выраженный понос и т.д.); энтеровирус (это возбудитель энтеровирусных заболеваний которые могут протекать с менингитом, полиомиелитоподобным синдромом , в том числе с диарейным синдромом и сыпью). В основном инфицирование энтеровирусом идет при купании в водоемах в которые идет коммунально-бытовой сток.

 Данный перечень возбудителей ОКИ далеко не полон, многие из них недостаточно изучены, открываются все новые возбудители ОКИ.

  Классификация острых кишечных инфекций по клинической форме заболевания-  

( посиндромный диагноз):

 - Острый гастрит, когда заболевание характеризуется только синдромом рвоты, нет расстройств со стороны кишечника. Это бывает у детей старшего возраста при пищевых отравлениях.

 - Острый энтерит: отсутствует синдром рвоты, но есть синдром диареи - стул частый, жидкий.

 - Острый гастроэнтерит встречает чаще всего: есть синдром рвоты, обезвоживания, диареи.

 - Острый энтероколит - поражение всего кишечника

Классификация острых кишечных инфекций по тяжести заболевания:

 - Типичные формы: легкая, среднетяжелая, тяжелая. Тяжесть определяется по: высоте температуры, частоте рвоты, частоте стула, выраженности симптома интоксикации и обезвоживания.

 - Атипичные формы:

Стертые формы: скудный симптомокомплекс - кашицеобразный стул 1-2 раза, субфебрильное однократное повышение температуры отсутствие рвоты, состояние удовлетворительное. Диагноз ставится по бактериологическому и серологическому подтверждению.

Бессимптомная форма: полная отсутствие каких-либо симптомов. Диагноз ставят по высеву ребенка.

Бактерионосительство - это полное отсутствие клинических проявлений, имеется лишь транзиторное, однократное выделение микроба. Ставить такой диагноз достаточно рискованно, потому что возможности обследования в амбулаторных условиях нет.

Гипертоксическая форма. Заболевание развивается очень бурно, остро, с развитием иногда инфекционно-токсического шока (1-3 степени), характеризующееся выраженными токсическими симптомами и практически отсутствием местных изменений (кишечник интактен так как изменения не успевают развиться). При острых кишечных инфекциях инфекционно-токсический шок встречается редко.

Симптомы и протекание болезни.

 Разные микроорганизмы, вызывающие кишечные инфекции, поражают тот или иной отдел желудочно-кишечного тракта. Так, например, сальмонеллы «выбирают» преимущественно тонкий кишечник. Протекание болезни зависит от вида возбудителя, возраста ребенка, стадии выявлении и своевременности лечения.

 Все кишечные инфекции проходят через инкубационный период, начальный, разгар заболевания и выздоровление.

Чем младше ребенок, тем агрессивнее ведет себя инфекция, очень быстро развиваясь и приводя к ухудшению состояния:

 - повышению температуры;

 - постоянной рвоте;

 - поносе.

 Затем стул пополняется слизью, в нем появляются прожилки крови, процесс дефекации вызывает боль.

 Дизентерия – очень часто возникает у дошкольников и детей младшего школьного возраста, но может протекать в слабой форме, даже без боли в животе и повышения температуры, что затрудняет диагностику.

 Но при первых признаках ребенка нужно отвести к врачу, чтобы провести анализ кала и выявить возбудителя инфекции.

 Обезвоживание – наибольшая угроза при кишечных инфекциях и потеря организмом полезных солей и минералов.

 Обычно кишечные инфекции у детей имеют следующие симптомы:

 - резкий скачок температуры;

 - вялость, рвота, боли в животе;

 - понос;

 - головная боль;

 - отказ от еды;

 - сухие губы;

 - грозным симптомом, говорящим о крайней тяжести заболевания, является отсутствие мочи у ребенка более 6 часов.

 Продолжительность инкубационного периода — периода от попадания в организм болезнетворных бактерий или вирусов до появления симптомов заболевания — зависит от того, какими микроорганизмами вызвано заболевание и от их количества, попавшего в рот ребенку: чем больше возбудителей, тем короче этот период. Это время может составлять от нескольких часов до семи дней (чаще оно не превышает 3 дней).

 По длительности кишечные инфекции могут быть:

 -острыми (жидкий стул сохраняется не более 2 недель);

 -затяжными (жидкий стул — от 2 недель до 2 месяцев);

 -хроническими (понятие хронической инфекции в большей степени относится к дизентерии);

 но поскольку сейчас не регистрируется хронической дизентерии, т.к. появились современные антибактериальные препараты, способные адекватно бороться с этой инфекцией, то в настоящее время хронические кишечные инфекции практически не встречаются).

Причины кишечных инфекций у детей

Если не соблюдать определенных правил, заразиться одной из кишечных болезней ничего не стоит. Зачастую инфекция попадает в организм с грязью, (испачканные ручки, пыльные игрушки, немытые фрукты), в которой живут разные микробы. Да и обычные мухи переносят опасных возбудителей! Но нередко причиной кишечной инфекции у детей становятся некачественные продукты питания (особенно молочные, кисломолочные) или недостаточно очищенная вода. Заразиться можно и от больного человека.

На прогулке всегда следите, чтобы ручки ребенка были чистыми, а вода, которую он пьет – очищенной.

Профилактика кишечных инфекций у детей

При соблюдении правил в большинстве случаев удается избежать заражения ребенка кишечной инфекцией.

Для приготовления пищи и питья используйте только качественную  воду (из бювета, колодца, бутилированную). Но, ни в коем случае не сырую водопроводную!

Если у кого-то из членов семьи - расстройство стула, постарайтесь максимально оградить его от общения с детьми. Многие кишечные инфекции передаются контактно-бытовым путем.

Никогда не давайте ребенку немытые фрукты, овощи.

Прежде чем предложить малышу что-либо из молочного (йогурт, творожок, кефир),  проверь срок  годности!

Следите за тем, чтобы ребенок мыл руки после посещения туалета, по возвращению с улицы, перед едой.

Регулярно проводите в квартире влажную уборку. Ведь мелкий мусор, крошки ребенок может потянуть в рот!

Все эти советы помогут вашему ребенку избежать заражения кишечными инфекциями.

Профилактика кишечных инфекций в детском саду.

Распространение острых кишечных инфекций в детских дошкольных учреждениях находится в прямой зависимости от санитарного содержания помещений и соблюдения правил санитарно-противоэпидемического режима.

Настоящие правила предусматривают:

 1) размещение детей по группам строго на основании существующих санитарных норм;

 2) групповую изоляцию детей;

 3) закрепление персонала за каждой группой;

 4) строго индивидуальный уход за детьми;

 5) соблюдение личной гигиены детьми и персоналом;

 6) обеспечение группы отдельной столовой посудой, игрушками, горшками, уборочным инвентарем и т. д.;

 7) раздельное применение уборочного инвентаря в группах, горшечных, пищеблоке;

 8) выделение отдельных халатов, предназначенных для кормления, ухода за детьми, уборки горшечной;

 9) раздельный сбор пеленок и белья, загрязненного выделениями, от остального грязного белья;

 10) распределение работы персонала так, чтобы уборкой помещения, высаживанием на горшки, сдачей грязного белья и кормлением, умыванием детей и т. д. занимались разные лица.

 Все помещения детских учреждений должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборку помещений следует проводить ежедневно обязательно влажным способом при открытых окнах или фрамугах. Генеральная уборка должна проводиться еженедельно с применением моющих и дезинфицирующих средств.

 

Все о витаминах для ребенка

Комплексы витаминов – замена фруктам?

Витамины – это низкомолекулярные органические соединения (вещества), не синтезируемые или почти не синтезируемые клетками в организме человека. Они незаменимы для существования и эффективной работы организма. Но, к сожалению, организм может получить необходимое количество витаминов только извне.

Витамины в малых количествах, которые мы получаем из фруктов и овощей полезней витаминов аптечных, по той простой причине, что они поставляются в организм с большим комплексом других активных и полезных веществ. Но для восполнения витаминных пробелов в организме человека необходимо принимать витаминные комплексы.

Специалисты по питанию рекомендуют выбирать витамины не по принципу в одной таблетки все что можно, а по принципу усвояемости (утром-днем-вечером отдельно каждый вид витамина) и принимать витамины маленькими порциями в течение дня.

Основные виды витаминов

Витамин А – это «строитель» нашего организма и первая линия обороны от болезней. Этот витамин содержится только в «животных» продуктах. Он влияет на целостность эпителия, процессы роста и формирования скелета. Токсичность витамина А излишне увеличена, излишки выводятся из организма быстро.

Витамины группы B – это «импульс» для работы нашей нервной системы, а также определяет общее состояние здоровья. Они влияют на работу сердца, органов пищеварения, щитовидной железы, а также надпочечников. При нехватке витаминов этой группы возникает авитаминоз и возможно замедление роста, если же их количество достаточно – организм может функционировать без поступления животных белков.

Витамин С – это «защитник» от оксидантов. Он влияет на капилляры, их целостность и прочность, а также белковый обмен. При нехватке витамина С в организме повышается потребность в белках, возможны кровоизлияния – это свидетельство дефицита витамина С. Как показали исследования, витамин С не обладает антивирусными свойствами и принимать его горстями во время гриппа – бесполезно, зато полезно принимать просто так для здоровья.

Витамин D – это «закрепитель». Он влияет на эффективное всасывание из кишечника солей кальция и фосфора, способствует укреплению зубов, отложению в костях фосфата кальция и препятствует заболеванию рахитом. При нехватке витамина D повышается апатия, боли в суставах, нестиптся, слабое развитие костей (ломкость), мышечные спазмы, нарушение целостности зубов, мышечные спазмы, остеопороз и т.д. При избытке данного витамина наблюдается повреждение или появление камней в почках, а также может возникать кальцинирование артерий.

Витамин Е или токоферол – это «двигатель» воспроизводительной функции организма, так как toko (с греческого) – потомство и ferre (с латинского) – приносить. Он влияет на работу эндокринных систем в частности гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, а также половых желез. При нехватке витамина Е могут возникнуть проблемы: с функцией размножения (плохое протекание беременности и развитие плода, образование спермы), с мышечной деятельностью.

Дополнительно витамины необходимо давать ребенку, если он не смог восполнить их недостаток с помощью: грудного молока; молочной смеси; витаминизированных каш, кисломолочных продуктов и печенья. Перенасыщение витаминами очень вредно для здоровья малыша, поэтому нельзя пользоваться принципом: «чем больше, тем лучше».

Где содержится самое большое количество витаминов?

Конечно же правильный ответ в аптеке. Нашему организму необходимы витамины их 13: А, С, D, Е, К и 8 витаминов группы В (тиамин, никотиновая кислота, рибофлавин, пантотеновая кислота, биотин, фолиевая кислота, В6 и В12). Для восполнения витаминов в организме, лучше всего постараться разнообразить меню ребенка. Многие продукты содержат сбор разных витаминов, такие витамины, как А, D, Е и К могут постепенно накопляться в организме, витамины (С и группы В) сохраняются в организме не длительное время, и их необходимо постоянно включать в рацион в виде свежих фруктов и овощей. При тепловой обработке продуктов теряется часть витаминов или совсем разрушается, но если для готовки использовать замороженные продукты или готовить на пару, в микроволновой печи, то сохраняются почти все витамины. Что касается пищевых добавок, то подобные вещества, в которых содержится бета-каротины и другие каратиноиды (которые предупреждают развитие опухолей и рака в целом), не чем не лучше свежих плодов и овощей. Недостаток в витаминах лучше восполнять с помощью свежих фруктов, ягод и овощей, если же это не помогает, то в зависимости от индивидуальных потребностей организма в умеренных дозах восполнять с помощью мультивитаминов и минеральных добавок.

Диетологи считают, что норма овощей и фруктов это 5 порций: 1 среднее яблоко или апельсин, 1 стакан винограда или малины, 1 стакан фруктового сока или 2 ложки салата из овощей. В день желательно употреблять около 200-300 грамм ягод или других разнообразных фруктов (5 фруктов в день или тарелка салата – заменит вам не одну таблетку витаминов).

P.S. Полезные советы.

2 банана в день – это норма калия. Особенно полезны бананы для гипертоников и сердечников.

2 зеленых яблока на ночь – это норма кальция.

В 100 граммах абрикос больше железа, чем в 40 мг препарата железа. Абрикосы полезны для восстановления процесса кроветворения.

Также немаловажны находящиеся в плодах магний, марганец, цинк, йод, медь, кобальт, фосфор и другие.

Не редко бывает так что мы чувствуем непонятное недомогание или быстро утомляемся – это всему виной нехватка меди в организме. В таком случае нужно употреблять вишни, крыжовник, в них содержится суточная доза меди до 200 грамм.

Витамины для детей

Чтобы малыш рос здоровым, веселым, побольше улыбался и по меньше испытывал неприятные эмоции, ему необходимы витамины. Большинство заболеваний возникают на фоне дефицита питательных веществ. Для хорошей работы нервной системы, уменьшения стрессовости маленького человечка, диетологи советуют употреблять витамины.

В1, к примеру, содержится в хлебе с отрубями, гречневой, овсяной и пшеничной крупах, бобовых (горох, фасоль), свинине и телятине.

Источниками витамина В2 являются молочные продукты, мясо, рыба, яйца, бобовые, свежие овощи. Стрессовые ситуации приводят к истощению запасов кальция и магния, по этому позаботьтесь, чтобы в рацион были включены эти элементы. Угостите ребенка молоком, кефиром, творогом. Это лучшие источники кальция. Пополнить запасы магния помогут также молочные продукты, рыба, мясо, морепродукты, овощи с зелеными листьями, грецкие орехи, бананы, яблоки, абрикосы в свежем и сушеном виде и другие сухофрукты.

В еженедельный рацион ребенка должны также входить продукты богатые на бета-каротин и витамин С: цитрусовые (лимон, апельсин, грейпфрут), зеленые и красные овощи, ягоды (черная смородина, малина), зелень. К завтраку вместо чая можно дать школьнику отвар из шиповника. Это будет гораздо полезней и разнообразит утреннее меню.

При стрессе происходит выработка свободных радикалов. Родителям стоит позаботиться, чтобы их детишки получали комплекс продуктов, содержащих витамин С, каротин, селен и цинк, которые оказывают антиоксидантное действие. Овощи, рыба, мясо, морская капуста, орехи, цитрусовые, ягоды отлично справятся с дефицитом выше перечисленных веществ. Давайте по больше свежих фруктов и овощей. Они не только разнообразят ежедневное меню, но и привнесут массу пользы для детского организма, нуждающегося в витаминах, минералах и антиоксидантах для успешного восстановления организма после стресса.

Разделы сайта