Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

Советы дефектолога

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Виды трудностей

Возможные причины

1. Плохо запоминает конфигурацию.

- недостаточная сформированность зрительной памяти.

2. Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении).

- недостаточная сформированность зрительного восприятия;

- недостаточная сформированность зрительной памяти.

3. Перестановка букв при чтении (рак - кар, нос-сон).

- недостаточная сформированность зрительного восприятия.

4. Замена букв, неправильное произношение при чтении.

- недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции.

5. Трудность слияния букв при чтении (каждая буква легко читается отдельно, а вместе – трудно).

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;

-недостаточная зрелость коры головного мозга.

6. Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение).

- функциональная слабость центральной нервной системы;

- трудность концентрации внимания;

- выраженное утомление.

Как развить мелкую мускулатуру

руки  ребенка

​ Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.

​ Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

​ Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

​ Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

​ Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

​ Заводить будильник, игрушки ключиком.

​ Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.

​ Резать ножницами.

​ Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

​ Делать пальчиковую гимнастику.

​ Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

​ Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Леворукий ребенок

Леворукость - это предпочтительное использование левой руки для осуществления различных действий. Установлено, что леворукость в десять-двенадцать раз чаще встречается в семьях, в которой левшой является хотя бы один из родителей, т.е. носитунаследованный характер.

Кроме явной, часто встречается скрытая леворукость. Такой человек приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой.

Если у правши ведущим является левое полушарие головного мозга, то у левши ведущее - правое. Оба полушария отвечают за совершенно различные функции, поэтому понятно, что правши и левши существенно отличаются друг от друга.

Левши - это обычно особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают большие музыкальные способности левшей, для них не редок музыкальный слух. Но в то же время им свойственна задержка речи и затруднения в произношении различных звуков.

Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении своих желаний, очень упрям. Ему с большим трудом даются чтение и письмо.

Несмотря на эти особенности, левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенности его центральной нервной системы. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. леворукость приобретает скрытую форму. Ученые считают, что переучивание левшинецелесообразно и даже вредно, так как иногда это приводит к психическим травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям(например, к заиканию).

Можно предупредить развитие леворукости, если с самого раннего возраста стараться давать ребенку предметы только в правую руку; осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (например, ложку во время еды), в игре использовать преимущественно правую руку и т. д.

Подготовка руки ребенка к письму

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание насформированность навыка письма.

Причины нарушений речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

- негативные факторы в период беременности и родов;

- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

- наследственные факторы;

- снижение слуха;

- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

- сосание пальца.

Родителям первоклассников

Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Вот несколько правил для родителей.

Правило 1: при ребенке не высказывать негативного мнения о школе.

Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.

Правило 3: не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс.

Правило 4: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным.

Правило 5: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивным.

Социальные причины нарушения звукопроизношения

Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Добавлю, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

Разделы сайта